Орнамент гармонично перекликается с миром живой природы, напоминая весенние ветки кустарника с набухшими круглыми почками, пузырьки кислорода в оттаявшем после зимы водоеме, шарики мимозы на тонких стеблях и прочих вестников тепла и приятных событий. Не будь на вертикальных прутьях круглых отверстий, решетка смотрелась бы просто и даже брутально. Но сочетание палочек и колечек невероятно оживляет полотно, придавая узору ажурность, наполняя его содержание рядом светлых ассоциаций. По такой решетке было бы удобно виться винограду, плющу или душистому горошку. В некотором роде, формообразующие элементы воплощают мужское и женское начало: вертикально устремленные прямые и примыкающие к ним кольца – извечный тандем ян и инь.
Точки и прямые
Французский исследователь древней символики Анри де Моран посвятил немало времени изучению особенностей сочетания элементов в геометрическом орнаменте. Ученый разделил объект исследования на простые и сложные сюжетные (композиционные) структуры. Одним из простейших элементов де Моран называл точку, которая активно применялась в декоративном искусстве древнего Ирана. Вторым этапом в развитии геометрических изображений стала прямая, ровная линия, задающая ось будущему рисунку. Принцип линейного построения изображения был популярен на Средиземноморье, в Индии и Китае.
Простота и элегантность
Чем шире расстояние между элементами и тоньше прутья – тем легче, воздушнее становится узор.
Орнамент настолько прост, насколько и элегантен: в нем нет ничего лишнего, никакой вычурности и пафоса. В то же время рисунок универсален и ненавязчив.
Кольца и прямые линии визуально структурируют площадь решетки.
Соотношение ширины полос и диаметра колец позволяет в каждом конкретном случае добиться необходимого соответствия рисунка требованиям интерьера.